Изучение личностных ценностей рабочих профессий
Цель. Изучить типичные для данной профессиональной деятельности комплексы требований к ней со стороны обучающихся, а также индивидуально своеобразные варианты таких требований.
Необходимый материал. Анкета-опросник по изучению личностных ценностей рабочих профессий.
Анкета по изучению личностных ценностей рабочих профессий
Р а з д е л А
Условия труда
1. Работа индивидуальная……………. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Работа коллективная……………….. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. Работа в смешанном коллективе (мужчины и женщины) |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Работа в однородном коллективе (только мужчины или только женщины) |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Работа в коллективе сверстников…. Коллеги не являются сверстниками……… |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Работа, предполагающая возможность по- вышения квалификации……. Перспективы повышения квалификации отсутствуют………………….. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Работа, позволяющая продолжить образование Возможность продолжать образование отсутствует |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Работа, связанная с постоянным рабочим местом |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Работа, требующая передвижений... |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Работа, предполагающая возможность продвижения по должностной линии |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Перспективы продвижения по должностной линии отсутствуют |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Задачи труда
8. Работа умственная…………………. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Работа физическая…………………. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Работа руководящая……………….. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Работа исполнительная……………. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Работа, требующая инициативы, выдумки |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Работа, не требующая инициативы, выдумки………………………………. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Выполнение сменяющихся заданий…….. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Выполнение постоянных заданий………. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
12. Работа, требующая постоянного совер- шенствования в ней |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
Работа, не требующая совершенствования |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Предмет труда
13. Работа с большими и тяжелыми деталями………………………………. Работа с мелкими и легкими деталями |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Орудия труда
14. Работа вручную…………………… Работа по наблюдению за автоматами |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Р а з д е л Б
Условия труда
- Работа сменная.
- Работа в цехе.
- Работа в малом коллективе (не более 6 человек).
- Работа на конвейере.
- Работа, требующая длительной профессиональной подготовки.
- Работа, требующая установления деловых контактов с широким кругом лиц.
- Работа, предполагающая общение с постоянным кругом лиц.
- Работа, предполагающая общение с меняющимся кругом лиц.
- Работа в равномерном темпе.
- Работа, связанная с опасностью, риском.
- Работа, интенсивность которой может регулироваться самим работником.
- Работа, требующая постоянного внимания за правильностью выполнения операций.
- Работа в отделе, лаборатории.
- Сдельная работа.
- Работа по выполнению операций в вынужденном темпе.
- Работа по твердому графику.
- Работа, предполагающая тесную связь личного и коллективного успеха.
- Работа, не ограничивающая возможности общения с коллегами
в рабочее время. - Работа в условиях дефицита времени.
- Порядок выполнения работы устанавливается самим работником.
- Порядок выполнения работы жестко регламентирован.
- Работа, предполагающая воздействие на других людей в процессе выполнения служебных обязанностей.
- Работа с техническими приспособлениями, станками и другим оборудованием.
Ход выполнения задания. Обучающемуся предлагается анкета-опрос-ник со следующей инструкцией:
"1. Изучив раздел А анкеты, оцените в баллах по десятибалльной шкале, в какой мере перечисленные качества соответствуют, на ваш взгляд, идеалу профессии, т. е. той профессии, которую вы желали бы иметь.
Например:
1. Работа индивидуальная … 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Работа коллективная … 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Обведенные цифры означают, что опрашиваемый предпочитает преимущественно индивидуальную работу.
2. Отметьте в разделе Б, соответствуют ли перечисленные качества вашему представлению об идеале профессии. Предполагаются ответы "Да" или "Нет".
Обработка результатов. Составить характеристику идеальной работы для каждого обучающегося, выбирая из раздела А пункты с наиболее высокими баллами, а из раздела Б – пункты с ответами "Да".