Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Специальное образование

Дата: 5 апреля 2021 в 10:23, Обновлено 23 октября 2023 в 11:32

Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям

22 октября 2020 г. для Республики Беларусь вступил в силу Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям. По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь основной целью Марракешского договора является облегчение доступа к опубликованным произведениям слепых, слабовидящих и иных лиц с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Наряду с известным шрифтом Брайля без разрешения правообладателя возможно будет преобразовать произведения для незрячих в доступные для их восприятия форматы, в том числе в специальные аудиоформаты, тактильные форматы и иные форматы, а также обмениваться такими произведениями в доступных форматах, в том числе через уполномоченные органы (библиотеки, учреждения образования, общественные организации инвалидов, оказывающие незрячим услуги доступа к информации) по трансграничному обмену.

В рамках присоединения Республики Беларусь к Марракешскому договору Национальным центром интеллектуальной собственности ( https://www.ncip.by/ ) и Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) ( http://www.gknt.gov.by/ ) совместно с заинтересованными государственными органами и иными организациями приняты следующие меры:

положения Марракешского договора имплементированы в Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (положения национального законодательства расширены по сравнению с Марракешским договорам в пользу защиты интересов незрячих);

в Законе Республики Беларусь от 15 июня 2020 г. № 216-З «О присоединении Республики Беларусь к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям» определены уполномоченные органы по трансграничному обмену произведениями в доступных форматах.

Председателем ГКНТ Шумилиным А.Г. 10 сентября 2020 г. утвержден План мероприятий https://www.ncip.by/upload/doc/2020/Plan_mer.pdf ) по реализации Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям на 2021–2022 годы (далее – План).

Среди важных мероприятий Плана:

обеспечение информационно-библиотечного обслуживания лиц с ограниченными способностями, рассмотрение вопроса о заключении Соглашения между уполномоченными органами и ВОИС (Глобальный книжный сервис АВС) в целях трансграничного обмена документами (произведениями) в специальных форматах и метаданными;

проработка вопроса о необходимости создания центра информационной поддержки учащихся и студентов с инвалидностью по зрению, обучающихся в учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, высшего образования.

План коррелирует со стратегией Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2021–2030 годы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 672 от 24 ноября 2021 г.

Реализации Марраешского договора, а также реализации прав лиц с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, будет способствовать вступление библиотек, учреждений образования и общественных объединения инвалидов в Консорциум доступных книг (ABC), деятельность которого направлена на обеспечение распространения во всем мире книг в доступном формате, в том числе выполненные шрифтом Брайля, в аудиоформате и напечатанных крупным шрифтом.

Реализация положений Марракешского договора будет содействовать обогащению фондов библиотек, учреждений образования и общественных объединений инвалидов произведениями в специальных доступных форматах, совершенствованию их материально-технической базы для целей образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть общей образовательной системы. Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование является отдельным видом образования наряду с основным и дополнительным образованием. При этом определено, что специальное образование осуществляется на двух уровнях получения основного образования – дошкольном и общем среднем.

Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь, и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития. На законодательном уровне закреплены права обучающихся с особенностями психофизического развития на:

  • создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
  • бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
  • подвоз в учреждения образования на специально оборудованных транспортных средствах;
  • бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
  • бесплатное проживание и питание в учреждениях специального образования.
В учреждениях дошкольного и общего среднего образования по месту жительства детей открыты группы и классы интегрированного обучения и воспитания, специальные группы и классы, пункты коррекционно-педагогической помощи.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.