Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психологический тренинг «Как сохранить душевное равновесие и психологическое здоровье»

Дата: 7 апреля 2020 в 12:08, Обновлено 7 апреля 2020 в 12:22
217 просмотров

7 апреля педагог-социальный Федюкевич Н.Н. провела психологический тренинг с аудиторией педагогов учреждения образования «Как сохранить душевное равновесие и психологическое здоровье» (Психолог Ельской ЦРБ Махиянова С. Е.)

Как сохранить душевное равновесие и психическое здоровье

«Мысли приходят тогда, когда они хотят, а не как мы планируем», - Ницше.

Ваши эмоции не появляются и не исчезают, когда вы решите. Ваша данность будет являться тем, что есть – нравится вам это или нет.

Эмоции есть, потому что они имеют биологический смысл для нашего выживания. ОСОЗНАТЬ их, ПРИНЯТЬ и УПРАВЛЯТЬ ими – то единственное ценное для поддержания и сохранения нашего не только психического, но и для поддержания душевного и физического здоровья, чему на самом деле стоит постоянно учиться.

Для того, чтобы сохранить и поддерживать своё психоэмоциональное здоровье важно управлять собой не в тот момент, когда эмоции отреагировали на данность вперёд вас, а овладеть навыком действовать быстрее своих эмоций, т.е. заранее.

Единственный метод, с помощью которого вы можете остановить или задержать цепную реакцию – ОПРЕДЕЛЯТЬ те признаки и ситуации, когда вы можете выйти из себя, ЗАРАНЕЕ определить способ управления своими эмоциями. Прежде, чем это будет слишком поздно для вашего психоэмоционального и физического здоровья. Для того, чтобы больше радоваться и меньше страдать, каждому из нас необходимо научиться УПРАВЛЯТЬ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ своих эмоций, уместностью и востребованностью их проявлений в таком виде/масштабе/проявлениях, в которых мы реагируем на данность/отражаем действительное.

Определение  психологического  здоровья  как  динамической  совокупности  психических  свойств  человека,  обеспечивающих  гармонию  между  потребностями  индивида  и  общества, являющихся  предпосылкой  ориентации каждого из в данности   на  выполнение  своей  жизненной  задачи,  самоактуализацию, и составляют портрет  психологически  здорового  человека.

Как правило, выделяются и берутся за основу следующие  личностные характеристики,  свойственные  людям,  которым   удалось  самоактуализироваться  в  жизни:

  • Наличие  ориентации  на  реальность.
  • Принятие  себя  и  окружающих  такими,  какие  они  есть.
  • Способность быть открыто и естественно, спокойно; развиваться; обнаруживать и опираться на внутренний потенциал; проявлять свои задатки, таланты, склонности и пр.
  • Центрированность  на  проблеме, а  не  на  себе.
  • Наличие  потребности  в  одиночестве.
  • Автономность  и  независимость.
  • Отсутствие  склонности  к  стереотипам  в  восприятии  людей  и  явлений.
  • Духовность.
  • Идентификация  с  человеком.
  • Способность  к  близким  отношениям  с  людьми.
  • Наличие  чувства  юмора  (не  используемого в  агрессивных  целях).
  • Высокая  креативность.
  • Низкая  конформность  и   др.

 «Полноценное  функционирование»  человека,  т. е. его  психологическое  здоровье,  определяют  следующие  личностные  характеристики: открытость  переживаниям,  которая  предполагает  глубокое  и  адекватное  осознание  своих  мыслей  и  чувств,  отсутствие  тенденции  к  выработке  неадекватных  психологических  защит  от  неприятных  чувств  и  способность  принимать  свои  чувства  и  мысли  как  основу  для  выбора  поведения.  Именно  открытость  к  переживаниям  и  опора  на  собственные  суждениям  в  ситуациях  выбора,  важны  для  понимания  психологического  здоровья,  поскольку  они  позволяют  человеку  принять  ответственность  за  свою  жизнь  на  себя.

Отдельные  качества  складываются  в  «портрет»  психологически  здорового  человека.  Это,  прежде  всего,  человек,  принимающий  себя  и  окружающих.  Значение  принятия  окружающих очевидно  для  всех, а  вот  принятие  себя  самого  для  многих  оказывается  проблемой.  Однако  именно  уверенность  в  себе, доверие  к  собственным  душевным  движениям,  осознание  своей  самоценности  лежит в основании  гармоничных  отношений  человека  с  другими  людьми.  Кто  недоволен  собой,  тот  находится  в  постоянной  тревоге  за  себя,  испытывает  явное  хроническое  глубокое  недовольство  собой,  которое и  является  причиной  нарушения  гармоничного  взаимодействия  с  миром  и  людьми.  Одна из первостепенных составляющих  психологического  здоровья – это  способность  к принятию  мира,  стремление  к  счастью  и  свободе  для  себя  и  для  других  людей.

Но  этим  портрет  психологически  здорового  человека  не  исчерпывается.  Дело  не  в том,  что  человек  не  страдает, не  гневается,  не  ошибается,  не  обижает  других – это  живой  человек, разный  в  своих  проявлениях.  Он  может  быть  спонтанным  и  переменчивым,  он  может  печалиться  и   унывать,  он  опирается  не  только  на  разум  и  расчёт,  он во  многом  зависит  от  чувств  и  интуиции,  но  при  всем  этом  такой  человек  способен  брать  ответственность  за  свою  жизнь  самого  себя.  Он  умеет  извлекать  полезный  опыт  из  неблагоприятных  ситуаций  и  собственных  ошибок.  Он  может  быть  открыт, распахнут  по  отношению  к  миру  и  к  людям,  но  в  нужные  моменты  он  способен  воспринимать  мир  как  игру,  как  театр,  и  обладает  хорошим  ролевым  развитием – умеет  принимать  роли,  различные  по  статусу  и  содержанию,  но  не  принимает  патологических  ролей,  не  позволяет  манипулировать  собой.

Психическое  развитие  детей, в том числе и подростков,  следует  рассматривать  как  ролевое  развитие, и  неумение  ребёнка/подростка  принимать  роли,  различные  по  статусу  и  содержанию,  продуцировать  новые  социальные роли  свидетельствует  о  нарушении   развития его  личности.

Таким  образом,  психологически  здоровый  человек  подвижен  и  восприимчив  к  внешним  изменениям,  но  обладает  неким  внутренним  стержнем,  запасом  прочности,  владеет  эффективными  способами  психологической  защиты,  что  позволяют  ему  противостоять  разрушительным  факторам  реальности  и  оптимизировать  свою  жизнедеятельность.

Первые  попытки   описания   психического   здоровья   относятся   к   очень   давним   временам.  Это   хорошо   известно   из   истории   психологии.

На   всем   протяжении   развития   эволюционного   учения   в   нём   боролись  две  точки   зрения:  одна,   утверждающая,   что  развитие  осуществляется   по   твёрдым   законам,   обусловленным   действием   врождённой   программы,   и   другая,   для   которой   развитие – результат   воздействия   внешней   среды,   приводящей   к   появлению   качественного   нового.

Онтогенез  человека  разворачивается  в  культурном  (социальном)  пространстве  и  в  некотором  историческом  промежутке  времени. При  этом  существуют  воздействия  как  со  стороны  такого  пространства  на  этого человека,  так  и  обратные,  причём  не  только  с  целью  приспособление  (адаптации),  но  и  для  преобразования,  изменение  индивидом  окружающего  пространства.  Об  этом  свидетельствуют  факты творческой  деятельности.

Первым  основным  понятием  механизма  психологического  развития  является  так  называемая  социальная  ситуация  развития  каждого из нас в детстве. Это  та  конкретная  форма  значимых  для  нас  отношений,  в  которых  мы  находимся  с  окружающей  нас  действительности с момента нашего появления на свет. Семья – наш первый круг социума.

Каждая  стадия  вашего психического  развития  (каждая  новая  социальная  ситуация  развития)  соответствует  своему  типу  ведущей  деятельности,  которая  характеризует  определенный  этап  развития,  выступает  значимым  критерием  для  его  диагностики.  Признаком  перехода  от  одной   стадии  к  другой  является  изменение  ведущего  типа  деятельности.  Важно  отметить,  что  появление  в  каждом  периоде  развития  новой  ведущей  деятельности  не  отменяет  предшествующую,  а  обусловливает  основные  изменения  в  психическом  развитии, и,  прежде  всего,  появление  новых  психических  образований.  Сейчас вы ознакомитесь и  выделите/определите виды  ведущей  деятельности, присущие лично вам:

1.Непосредственное  эмоциональное  общение  ребёнка  со  взрослыми,  присущее  младенцу  с  первых  недель  жизни  и  до  года.  Благодаря  ему  у  младенца  формируется  такие  психические  новообразования,  как  потребность  в  общении  с  другими  людьми  и  хватание  в  качестве  основных  предметных  действий.

2. Предметно - манипулятивная  деятельность  ребёнка,  характерная  для  раннего  детского  возраста (от  1 года  до  3  лет).

3. Игровая  деятельность  или  сюжетно-ролевая  игра,  присущая  детям  дошкольного  возраста  (от  3  до  6  лет).

4. Учебная  деятельность  младших  школьников  от  6  до  10, 11лет.

5. Общение  подростков  в  возрасте  от  10-11  до  15  лет  в  разных  видах   деятельности  (трудовой,  учебной,  спортивной,  художественной  и  т.д.).

Каждый  из перечисленных и обнаруженных вами в себе видов  ведущей  деятельности  порождает  в вас свои  эффекты  в  виде  новых  психических  структур,  качеств  и  свойств.

При этом, ваши растущие  психические  возможности являются  естественным источником  противоречия  в  системе  взаимоотношений  ребёнка  со  взрослыми. Эти  противоречия  находят  свое  выражение  в  несоответствии  ваших новых  психологических  возможностей  старой  форме  ваших  взаимоотношений  с  окружающими  людьми.  Именно  в  этот  момент  наступает  так  называемый  кризис  развития.

Кризис - это  переломный  пункт  в  нормальном  течении  психического  развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход развития  завершил  какой-то  цикл  будет  обязательно переломным… ».

Кризис - это цепь  ваших внутренних изменений при  относительно  незначительных  внешних  изменениях. Сущностью каждого  кризиса  является  перестройкой  внутреннего переживания,  определяющего  отношение  ребёнка  к  среде,  изменение потребностей  и  побуждений, движущих его поведением. Причиной  возникновения  кризиса  являются  неудовлетворение ваших новых потребностей. Противоречия,  составляющие  суть  кризиса,  могут  протекать в  острой  форме, порождая  сильные  эмоциональные  переживания,  нарушения  в  поведении  детей/подростков, в их  взаимоотношениях со взрослыми.

Именно  в  процессе  вашего развития,  а  не физиологического или метрического роста,  возникают у каждого из вас качественно  новые  психологические  образования, и  именно  они  составляют  сущность  каждого вашего возрастного  этапа.

Ваш психологический  дискомфорт  возникает  в  результате  фрустрации   ваших возросших и зачастую необъективных потребностей, которые не совпадают ни с вашими возможностями, ни с вашими знаниями самого себя, что  приводит  к появлению школьных  неврозов, неврозов общения со сверстниками, с родителями, могущих проявляться  в  виде  различных деприваций. 

Психологический  аспект  психологического  здоровья  как  раз  и  предполагает   внимание  к  своему внутреннему  миру: уверенности  или  неуверенности  в  своих  силах,  понимании  своих  собственных  способностей,  интересов;  отношения  к  людям,  окружающему  миру,  происходящим  общественным  событиям,  к  жизни  и  пр.

Большинство  описаний  психологического  здоровья  содержит  или  подразумевает  такое  важнейшее  свойство  человека,  как  стрессоустойчивость, или  жизненная  стойкость,  то  есть  способность  к  предопределению  стрессовых   ситуаций,  жизненных  трудностей  без  ущерба  для  общего  здоровья. Оно,  в  свою  очередь,  предполагает  активность  личности,  способность  её  к  усилиям,  к  определённому  напряжению,  побуждающему  к  действию,  сопротивлению  трудностям. Стрессовая  ситуация  не  приводит  психологически  здорового  человека  к  душевному  смятению,  апатии  и  бездействию,  она  заставляет  его  функционировать  более  интенсивно,  с  большей  самоотдачей,  либо  делать  сознательный  выбор  в  предлагаемых  условиях,  либо  создавать  альтернативные  условия, исключающие  повторение  осознанных  трудностей.

Еще  одно  ключевое  для  описания  психологического  здоровья  слово – гармония. Это не что  иное, как  баланс  между  различными  частями  «Я »  человека, между  физическими,  эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным  аспектами.  Это  также  гармония  между  человеком  и  окружающими  людьми,  между  человеком  и  природой; гармония  не  как  статическое  состояние, а   как  жизнь  в  непрерывном  развитии,  в  постоянном  изменении. Таким  образом,  психологическое  здоровье  можно  выразить  через  метафору:  «Каждый  человек  имеет  свой  путь,  поэтому  очень  важно определить, какой  путь  является  твоим,  и  обязательно  идти  по  нему».

Психологическое  здоровье  неразрывно  связано  с  духовностью человека,  его  стремлением  к  постижению  смысла  собственной  жизни,  ориентацией  на  высшие  этические  ценности,  с  поиском  и  осознанием  путей  достижения  душевного  покоя,  а  также  с  активной  жизненной  позицией  и  со  собственность  находить  согласие  с  собой.  Психологическое  здоровье  взрослого  человека  предполагает  и  осознанную  потребность  в  духовном  развитии.

Исходя из вышеизложенного, озвученного вами и обнаруженного в себе, в отношениях со сверстниками, социумом, в том числе и с родителями, мы можем сделать вывод: основу  психологического  здоровья  составляет  полноценное  психическое  развитие  человека  на  всех  этапах  онтогенеза,  то   есть  во  все  возрастные  периоды. Психологическое  здоровье  ребёнка/подростка  и  взрослого  различаются  совокупностью  личностных  новообразований,  которые  еще  не  появились  у  ребёнка, формируются/развиваются у подростка,  но должны  присутствовать  у  взрослого.  Поскольку  психологическое  здоровье  предполагает  наличие  динамического  равновесия  между  индивидом  и  средой,  то  ключевым  критерием  вашего психического здоровья и душевной гармонии, становится  ваша способность и умение быть адаптированным к  социуму.

Для этого каждому из вас уже сейчас надо озаботиться той простой истиной, что нельзя сохранить то, чего нет, нельзя развить то, что не сформировано. Работа над сохранением своего психического здоровья и поддержания душевного равновесия начинается с момента вашего рождения до момента ухода из жизни. Это каждодневный труд над развитием, укреплением и приумножением социального интеллекта, эмоционального интеллекта. Это ваш баланс в области физического/психического/душевного. И начинается эта работа всегда со своего личного присутствия и активного участия, заинтересованности в собственном становлении, собственной жизни. С каждого вашего выбора. С вашей личной ответственности. С укрощения и приручения эмоций. С умения быть в данности. С тем, как есть. С тем, кто есть. Таким, какой ты есть.

Психолог: Махиянова С.Е.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.